О ситуации с лесными пожарами в Бурятии, Забайкалье, Приамурье и ЕАО по состоянию на 3 апреля 2017 года
В первых числах апреля 2017 года ситуация с лесными пожарами в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Амурской области и Еврейской автономной области продолжала ухудшаться. В официальные сводки пока попадают очень скромные площади пожаров: в утренней сводке Авиалесоохраны за 3 апреля 2017 года числились 17 действующих пожаров общей площадью 1464 га в Забайкальском крае, 8 действующих пожаров общей площадью 830 гектаров в Амурской области, 8 действующих пожаров общей площадью 133 га в Бурятии, и 2 пожара общей площадью 12 га в ЕАО. Реальные площади значительно больше - вот, например, данные отраслевой системы мониторинга пожаров ИСДМ-Рослесхоз только по одному пожару, действующему в Хилокском районе Забайкальского края с 19 марта:
Обратите внимание: площадь одного только этого пожара составляет 7266 гектаров; он - крупнейший, но кроме него, в Забайкалье есть еще несколько действующих пожаров, площади которых исчисляются тысячами гектаров. А в вечерней сводке Министерства природных ресурсов Забайкальского края говорится о том, что "в Забайкалье по состоянию на 17:00 3 апреля на территории лесного фонда действует 19 лесных пожаров в Читинском, Улетовском, Хилокском, Могочинском, Балейском, Чернышевском и Акшинском районах вблизи н.п. Такеча, Могоча, Горный, Тэрэпхэн, Жипхеген, Харагун, Хушенга, Хилок, Сохондо, Шишкино, Амодово, Гирюнино, Кумаканда, Елизаветино на общей площади 3232 га, площадь покрытая лесом составляет 2100 га" (ссылка).
Точную площадь действующих в вышеуказанных регионах лесных пожаров определить дистанционными методами пока сложно - главным образом потому, что их не всегда можно однозначно отделить от травяных палов, с которых они начались; но очевидно, что она, как минимум по Бурятии и Забайкалью, уже в разы больше той площади, которая попадает в официальные сводки. По мере развития ситуации эта разница будет становиться все более очевидной и доказуемой, поскольку погрешность определения площадей пожаров дистанционными методами быстро уменьшается с увеличением площадей пожаров.
Основной или даже единственной причиной возникновения лесных пожаров являются палы сухой травы, в том числе так называемые "контролируемые профилактические выжигания", в реальности проводившиеся на таких площадях, на которых обеспечить реальный контроль за безопасностью выжигания невозможно. Фактически нынешняя зарождающаяся лесопожарная катастрофа в Бурятии, Забайкалье и Приамурье - рукотворная, созданная при самом активном участии государственных организаций. Псевдо-контролируемые выжигания, проводимые на огромных площадях без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, приводят к возникновению множества очагов длительного тления на лесных опушках - на заторфованных участках, в крупных валежинах, в кучах порубочных остатков и т.д., а впоследствии, в теплую, сухую и ветреную погоду, из этих очагов тления возникают лесные пожары.
В ближайшее время в Бурятии и Забайкалье, а чуть позже - в Приамурье и ЕАО, ожидается похолодание, местами с осадками в виде дождя или снега. Это приостановит распространение лесных пожаров; но осадков, способных эти пожары потушить, в перечисленных регионах, кроме ЕАО, пока не ожидается. Поэтому затишье будет ВРЕМЕННЫМ!!! Если бы регионы были реально готовы к пожароопасному сезону, они могли бы этим затишьем воспользоваться, чтобы локализовать или ликвидировать большинство пожаров; но они практически не готовы, поэтому и воспользоваться временным затишьем, скорее всего, не смогут.
Единственное место в границах четырех перечисленных регионов, где 3 апреля была отмечена высокая (четвертый класс) пожарная опасность по условиям погоды - это Красночикойский район Забайкальского края (но как раз он почти не горит).
Возможно, такие данные о пожарной опасности отчасти объясняют маниакальное пристрастие лесных властей к выжиганию сухой травы на огромных площадях. Согласно Рекомендациям по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 г. № 68, выжигания как раз должны проводиться при 1-2 классах пожарной опасности по условиям погоды (правда, при соблюдении еще целого ряда условий, которые фактически обычно не соблюдаются). То, что официально в регионах числится 1 или 2 класс пожарной опасности, может формировать ложное представление о том, что выжигания безопасны и огонь в лес точно не уйдет (собственно, 1 класс официально означает, что "пожарная опасность отсутствует").