Доля импортных обоев на российском рынке последние годы поступательно снижалась, и в 2017-м году снижение продолжится, говорится в исследовании агентства ABARUS Market Research, с которым ознакомился Ради Дома PRO. По прогнозам специалистов агентства, общая доля импорта по итогам 2017 года не превысит 30%.
Директор по исследованиям компании Вера Никольская пояснила, что резкое снижение общего импорта обоев произошло еще в 2015-м году — с 55% до 45%, тогда как в 2008 году доля импорта составляла 70%. Дело в том, что до 2015 года 60% импорта приходилось на украинскую продукцию. А в апреле 2015-го года взаимные претензии наших стран привели к тому, что Роспотребнадзор обвинил ведущих производителей украинских обоев в несоответствии требованиям по качеству. В результате ввоз обоев из Украины на какое-то время практически полностью прекратился. Постепенно на смену запрещенным украинским брендам пришли другие, но сейчас импорт из Украины уже не так масштабен, как раньше.
Фактический запрет на ввоз обоев с Украины предоставил уникальные возможности для российских фабрик. Несмотря на то что в России за последние 15-20 лет закрылись около 20 обойных фабрик, на их место пришло (если считать с 2000 года) около десятка новых игроков, включая текущих лидеров рынка: КОФ «Палитра», «Эрисманн», АО «Авангард» (в недавнем прошлом — фабрика «АРТ»).
Все закрывшиеся заводы производили бумажные обои (в редких случаях с акриловым напылением), а все вновь прибывшие выпускают более современную продукцию — виниловые и флизелиновые, говорит Никольская. Сейчас в стране функционирует 18 заводов, производящих обои на бумажной и флизелиновой основе, и один производитель стеклообоев.
Наибольшее присутствие импорта характерно, как ни странно, для сегмента бумажных обоев — по-прежнему почти половина рынка. Доля импортных виниловых обоев на флизелиновой основе сейчас составляет 40%, виниловых на бумажной основе — 37%, флизелиновых — 10%. По прогнозам эксперта, в 2017 году доля импорта обещает снижаться во всех этих сегментах.
«Специалисты агентства ABARUS Market Research не относят рынок обоев к активно растущим, и даже в благополучные периоды он не показывал заметного увеличения. Это связано с бурным развитием альтернативных материалов для отделки стен», — рассказывает Никольская.
Так, в последние годы все большую популярность приобретают лакокрасочные материалы: всевозможные краски, штукатурки, жидкие обои, напыления и прочие материалы. «Ассортимент здесь очень широк, и для российских потребителей, в советское время знавших только обои, все эти новинки очень интересны», — отмечает эксперт.
Интересна динамика поставок на российский рынок стеклообоев. В ABARUS Market Research отмечают, что после ввода в строй линии на заводе «Баутекс» в 2009 году производство стеклообоев внутри страны ежегодно растет, а объем импорта падает, так как из-за резкого скачка валютных курсов импортные стеклообои (GLASSTEX, VITRULAN, JOHNS MANVILLE, SWEDTEX, NORTEX, GLASFASERGEWEBE, CORSA GLASS) стали дороговаты для россиян. Доля стеклообоев в общем объеме производства всех настенных покрытий составляет сейчас около 12%, но обещает расти и дальше, говорят в агентстве.
Впрочем, несмотря на отсутствие взрывного роста, на ближайшие перспективы российского обойного рынка эксперты сморят, скорее, с оптимизмом. Это связано с тем, что у российских производителей есть шанс в условиях кризиса заместить часть импорта не только дешевой, но и средней ценовой категории.
Коммерческий директор ТК «Каширский Двор» Антон Янкун говорит, что стоимость всех отделочных материалов, включая обои, существенных изменений за последнее время не претерпела, а ценовые колебания были связаны с изменениями курса валют и повышением цен на энергоносители. С начала года, по его оценке, отделочные материалы в целом подорожали на 5-7%.