Россия хочет заставить Беларусь отправлять нефтепродукты через российские порты
Замминистра энергетики России Кирилл Молодцов рассказал, что ведомство готовит предложения по поставкам белорусских нефтепродуктов через российские порты.
- Это не только Российская железная дорога, это тарифы портов, - цитирует ТАСС российского чиновника. - Мы им создадим условия, чтобы не гнали (нефтепродукты через Литву. - Ред.). Соответствующие материалы доложены, работа идет активно.
Россия давно обсуждает, как заставить Беларусь гнать часть нефтепродуктов на Запад через их порты. Нам сделали скидку на транспортировку по российской железной дороге, но пока Беларусь ею не пользуется. Владимир Путин предложил обязать белорусские НПЗ использовать именно российскую инфраструктуру - попросту вписать в заключенные нефтегазовые договоры этот пункт.
В августе Кабмин Литвы заявил, что экспорт белорусских нефтепродуктов через литовскую территорию и Клайпедский порт выгоднее, чем через Россию. Это подтвердил и. о. гендиректора Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб: Беларусь имеет выгоду в 1,4 млрд. долларов в год.
- Заставить Беларусь отправлять нефтепродукты по российскому коридору - это экономическое или политическое решение?
- Думаю, тут и экономика, и политика. Месяц назад представитель РЖД докладывал Путину об этой ситуации, речь шла именно о доходах, которые Россия может получить, если Беларусь начнет использовать их инфраструктуру. Публично акцент был сделан на экономику. Россия построила новые порты, вложила большие инвестиции в альтернативный путь, - объяснил «КП» зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц. - Но есть и другой момент. Россия сейчас находится в состоянии конфронтации с Западом, и одним из раздражителей здесь стоит Литва. И Россия вынуждена на это реагировать. То есть политика тоже присутствует… Как ни парадоксально, у Беларуси есть шанс найти для себя выгоду из их конфронтации. По каким-то причинам, скорее всего из-за лобби энергетических скандинавских и польских компаний Литва выступает против Белорусской АЭС. Даже на форуме Ассамблеи ООН президент Литвы подняла этот вопрос. И это действительно политика. Так, может быть, Беларуси при равных условиях стоимости транзита нефтепродуктов (через Литву и Россию. - Ред.) надо сказать Литве о недопустимости влияния политической мотивации на экономику? Думаю, если увязать эти два факта, то Беларусь может быть в выигрыше, отстоять свои интересы в этом конфликте трех стран. Это дипломатия.
- Если Россия предоставит равные по цене условия, легко ли мы откажемся от литовского пути?
- У Беларуси есть акции в литовском порту. То есть фактически мы загружаем свою инфраструктуру. Есть еще один важный момент. Для нас отбить 10 млрд. долларов (кредит на строительство БелАЭС, - Ред.) без экспорта ее электроэнергии весьма проблематично. Таким образом, позиция литовской стороны имеет конкретную цену, надо смелее отстаивать свои национальное интересы. И я думаю, что эта карта может быть разыграна. Если мы договоримся с Россией, то можем попросить дополнительный бонус: увеличить квоту на поставку нефти, у нас есть возможность перерабатывать еще 1 - 2 млн. тонн. И в таком случае поставлять нефтепродукты через Россию. Так что надо торговаться. В хорошем смысле слова.
- Россия может прописать в договоре обязанность отправлять белорусские нефтепродукты через их порты?
- Может. Но если российская сторона это сделает в одностороннем порядке, то Беларусь получает право на компенсацию потенциального ущерба. Это будет сознательный путь к конфронтации. Мне кажется, эту проблему надо решать здесь и сейчас.
- Нам удастся договориться и с Россией, и с Литвой?
- Интересы разновекторные, но это и есть искусство дипломатии. Будем надеяться, что у нас квалифицированные переговорщики. В 2019 году уже вводится первая очередь АЭС. В бизнес-план заложена большая доля окупаемости этого проекта за счет экспорта электроэнергии. При нынешней риторике Литвы и Польши окупаемость АЭС под большим вопросом. Проекты, что мы будем ездить на электромобилях, электросамокатах, имеют долгосрочную перспективу. Самокаты и автомобили сразу не появятся, а деньги России за кредит мы начнем платить уже с 2020 года.