Участники рынка просят перенести внедрение электронного ветеринарного учета
Производители рыбной продукции просят, чтобы им, как ранее участникам молочной и мясной отраслей, перенесли срок внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на июль 2018 года. В противном случае, предупреждают они, в конце этого года могут возникнуть проблемы с оборотом продукции, что приведет к сокращению ассортимента.
НКО «Рыбный союз» (объединяет более 30 предприятий отрасли) 11 октября обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой перенести срок внедрения ЭВС для товаров из рыбы на полгода — до 1 июля 2018 года. Аналогичное решение уже принято для молочной и мясной продукции, однако для рыбной отрасли срок внедрения ЭВС остался прежним — 1 января 2018 года, следует из письма союза (есть у “Ъ”). Необходимость отсрочки в нем объясняется неготовностью к ЭВС ряда регионов и более длительным циклом тестирования системы розницей. Это, в частности, связано с поздней доработкой новой версии государственной информационной системы «Меркурий» 2.0 (используется для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения), отметили в союзе.
В Рыбном союзе опасаются, что из-за переноса срока ЭВС для других продуктов розничные сети будут тестировать систему в феврале-марте 2018 года и до конца 2017 года не смогут уделить достаточно внимания ее внедрению для рыбы. В результате возникает риск остановки товарооборота и сокращения ассортимента, что особенно критично в условиях высокого предновогоднего спроса, предупреждает исполнительный директор союза Сергей Гудков. Рыбный союз постоянно выступал за скорейшее внедрение ЭВС, но в сложившейся ситуации необходимо это делать в синхронизации с другими отраслями, заключает председатель объединения Евгений Назин.
ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу, и будет распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором системы «Меркурий» выступает Россельхознадзор. В сентябре 2017 года, по подсчетам службы, через систему в добровольном порядке было оформлено 9,1 млн электронных сертификатов, из которых 931,1 тыс.— на рыбу и морепродукты.
«Рыбная отрасль — самая сложная для внедрения ЭВС из-за того, что от вылова до потребителя продукция контролируется сразу несколькими государственными электронными системами: Росрыболовства, ФТС и Россельхознадзора. Сегодня они между собой не согласованы и работают в разных форматах протоколов обмена данными»,— говорит управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. В таких условиях, по его мнению, любой сбой может привести к задержкам движения скоропортящейся рыбной продукции и ее порче, что грозит переработчикам колоссальными убытками. «Сегодня проблемы с внедрением ЭВС начинаются с этапа интеграции “Меркурия” с внутренними электронными системами компании и заканчиваются человеческим фактором. Так, любая ошибка работника на складе может привести к отзыву всей партии»,— добавляет замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников. Он полагает, что отсрочки до июля 2018 года отрасли должно быть достаточно, чтобы решить большую часть проблем с использованием ЭВС.
Господин Ефремов прогнозирует, что внедрение ЭВС в текущем виде проработки вынудит производителей отправлять большую часть рыбной продукции на экспорт, чтобы избежать лишних административных барьеров. Оценить объем расходов на внедрение ЭВС он затруднился, отметив, что только прямые траты компаний отрасли на пополнение штата ветеринарами для работы в системе будут значительными. «В конечном итоге расходы в любом случае лягут на потребителя»,— резюмирует Александр Ефремов.
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов напоминает, что «у всех было 2,5 года» на подготовку к внедрению ЭВС, но признает, что перенос сроков в большей степени был вызван неготовностью со стороны ритейла. Представители крупнейших сетей не ответили на запрос “Ъ”. Система очень сырая и вряд ли заработает в срок, говорит представитель одного из ритейлеров. Господин Власов считает логичным запустить ЭВС с января 2018 года для животных и сырья, с апреля распространить ее на перерабатывающие предприятия и оптовые склады, а с июля — на всю товаропроводящую сеть.
Представитель Аркадия Дворковича Алия Самигуллина и Минсельхоз не ответили на вопросы “Ъ”.