Торговля бензином в Алтайском крае стала убыточной для независимых АЗС
Глава Алтайского топливного союза настаивает, что крупные нефтяные компании периодически создают в регионе искусственный дефицит. Из-за высоких оптовых цен и операционных расходов продажа зимнего дизтоплива и бензина на АЗС в регионах оказалась убыточной, пишет РБК со ссылкой на агентство "Аналитика товарных рынков". Больше всего пострадали владельцы независимых сетей АЗС, в том числе и в Алтайском крае.
Доходность автозаправок, торгующих бензином и зимним дизельным топливом в России, за последние две недели (с 20 ноября по 3 декабря) в нескольких регионах упала до отрицательного уровня. По расчетам "Аналитики товарных рынков", убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 руб. на литр в зависимости от региона, а в среднем — около 4 руб. на литр. Средний убыток при розничной реализации бензина АИ-92 оценивается в 70 копеек с литра. Расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК, так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании, указывают эксперты. Потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше, допускают они.
Как заявил глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко (объединяет владельцев 300 из 500 АЗС региона), средний убыток от реализации зимнего дизельного топлива в этом регионе на АЗС независимых компаний за последний месяц (реализация зимнего дизтоплива на Алтае начинается раньше, чем в Центральной России, из-за особенностей климата) составляет 5 руб. с литра, от реализации бензина — около 2 руб. на литр.
"С каждым годом ситуация на Алтае для независимых владельцев АЗС только ухудшается, так как мы зависим от объемов реализации и цен на двух НПЗ: Ачинском НПЗ "Роснефти" и Омском НПЗ "Газпром нефти". Они же держат цену в опте на дизельное топливо для реализации сторонним покупателям на своих заводах в среднем на 1,5 руб. на литр дороже цены на собственных АЗС и на 1 руб. — по бензину", — отмечает он.
Матвейко жалуется на то, что крупные нефтяные компании периодически создают в регионе искусственный дефицит топлива, что еще больше разгоняет цены и вынуждает независимых владельцев АЗС работать в убыток или приобретать более дешевое контрафактное топливо. Он утверждает, что за последние три года на Алтае прекратили существование 60 независимых АЗС — более 10% от их текущего количества. Сами же нефтяники, по его мнению, перекладывают центр своей прибыли в оптовый сегмент, а также получают доход от продажи нефти на экспорт, что не могут позволить себе независимые владельцы АЗС без собственной добычи и переработки нефти.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша согласен с расчетами коллег, констатирующих убытки в реализации зимнего дизтоплива и бензина на АЗС. Главная причина, по его словам, — рост оптовых цен, который опережает рост цен в рознице. "Розничная продажа топлива — это регулируемый рынок, а оптовый — нет. Мы предлагали в письме президенту принять меры вплоть до регулирования оптовых цен нефтепродуктов, иначе убытки в независимой рознице будут расти", — отмечает он.
В конце октября Российский топливный союз направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором попросил "навести порядок на оптовом рынке", иначе существующие формы ценообразования могут привести к массовому банкротству малого и среднего бизнеса. После этого руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что в службе внимательно следят за ситуацией и ведут переговоры с нефтяными компаниями.
Цены в опте повышаются из-за роста налоговой нагрузки на переработку нефти, отмечают источники в нефтяных компаниях: в 2017 году правительство два раза повышало акцизы на нефтепродукты, в среднем на 50 копеек за литр. При этом цены в рознице жестко регулируются. В 2018 году планируется новый рост акцизов на бензин и дизельное топливо в общей сложности на 1 руб. на литр для пополнения региональных дорожных фондов.