После того как Мухаммад ибн Салман Аль Сауд укрепил свою власть в Саудовской Аравии, IPO национальной нефтяной компании (Saudi Aramco) и планы по диверсификации экономики королевства для ухода от зависимости от нефти становятся краеугольным камнем политики страны. Однако эти изменения создадут ряд рисков, поэтому очевидно, что будущее королевства в значительной степени будет зависеть от успеха IPO.
Как пишет Oil Price в статье Saudi Arabia’s Big Oil Gamble проект Vision 2030 ознаменовал поворотный момент в истории королевства. Вероятно, скоро в Саудовской Аравии наступит новый период процветания, но существуют определенные опасности. Власть в регионе, которой Саудовская Аравия обладала на протяжении десятилетий, базируется на нефти, и страна уже начала проявлять признаки спада влияния в этой сфере. Это ослабление влияния на нефтяных рынках вызывает несколько вопросов, особенно если рассматривать его в контексте возможности выхода Saudi Aramco на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Что произойдет с суверенитетом страны, если она пойдет на биржу? Будет ли поддерживаться та же автономия, что и сейчас? Укрепит ли это связи США и королевства? Вызовет ли это еще больше беспокойства в Иране? Будет ли Саудовская Аравия продолжать доминировать в ОПЕК? Как это повлияет на региональную политику? Снижение зависимости от нефти будет иметь широкомасштабные последствия, и США попытаются извлечь из этого выгоду. Саудовская Аравия может заплатить большую цену за модернизацию. Недавно импорт нефти в США снизился до самого низкого уровня с 1990-х годов, упав до 1,77 миллиона баррелей. Импорт достиг максимума в ноябре 2005 года - 14 миллионов баррелей. В ежегодном прогнозе мирового энергетического развития Международное энергетическое агентство (МЭА) упомянуло, что к 2020 году США догонят Саудовскую Аравию как крупнейшего производителя нефти в мире. Добыча сланцевой нефти в США недавно достигла 9,68 миллионов баррелей в день. Все это показывает, что американцы становятся сильнее, а королевство - более уязвимым. Доказав свою устойчивость перед лицом падающих цен на нефть и экономических санкций, Россия также вероятно попытается воспользоваться ситуацией.
Правительство Саудовской Аравии уже сократило налоговую ставку с 85% до 50%, чтобы привлечь инвесторов. Активизация борьбы с коррупцией - еще один способо доказать инвесторам, что страна стала более прозрачной и открытой. После выхода на биржу Saudi Aramco нужно будет следовать всем правилам и положениям, которые соблюдают любые другие многонациональные компании. Одним из законов, которые могут угрожать Саудовской Аравии, станет JASTA ("Правосудие в отношении спонсоров терроризма"). Этот акт позволяет гражданам США подавать иски против наций, которые навредили им, вследствие чего Саудовская Аравия будет вынуждена опасаться судебных разбирательств из-за ее предполагаемой роли в событиях 11 сентября.
Другая проблема заключается в том, какими объемами нефти на самом деле владеет Saudi Aramco. В других приватизированных компаниях, таких как норвежская Statoil, государство разрешало иностранным конкурентам быть операторами на месторождениях страны. "Международные нефтяные компании даже владели месторождениями на норвежском континентальном шельфе", - заявил Ханс-Аасмунд Фрисак, начальник Управления по связям с общественностью Statoil.
Доклад, опубликованный Оксфордским институтом энергетических исследований, затрагивает некоторые более насущные вопросы об IPO. Размещение акций происходит одновременно с другими событиями, важными для страны, и не может быть рассматриваться отдельно от более масштабного плана преобразования экономики Саудовской Аравии - Saudi Vision 2030. Эффективность и продуктивность того, как будет использоваться IPO для получения необходимой прибыли, будет иметь решающее значение. Ферейдун Баркешли, председатель Венского энергетического Центра и советник Международного института энергетических исследований, расположенного в Тегеране и Лондоне, заявил: "Приватизация Saudi Aramco несомненно повлияет на структуру национальной нефтяной компании и ее функционирование на международном нефтяном рынке. Не забывайте, что в соответствии с текущим контрактом, около 27% нигерийской добычи нефти зависит от совместной работы с европейскими нефтяными компаниями. Нигерийская национальная нефтяная корпорация не полностью независима при принятии решений. То же самое касается добычи газа в Алжире. Но Saudi Aramco обязательно разработает компромиссное решение, чтобы удовлетворить своих акционеров, а также других членов ОПЕК. Важно понимать то, что IPO Saudi Aramco в конечном счете изменит будущее нефтяной дипломатии во всем или в большей части Ближнего Востока. Я уверен, что ОАЭ последуют примеру Saudi Aramco. Это может вас удивить, но лично я считаю, что Иран тоже будет в восторге".
Как сообщает агентство Reuters, представители Саудовской Аравии утверждают, что "решения по вопросам добычи - суверенный вопрос, которым будет заниматься правительство". Наблюдатели считают, что после IPO Saudi Aramco, как и любая другая нефтяная компания, будет вынуждена получать одобрение инвесторов перед сокращением производства.
В ноябре министраэнергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что "правительство будет принимать суверенные решения о добыче даже после размещения акций Saudi Aramco", пишет Financial Times. Пока не ясно, насколько правдиво это заявление. Саудовская Аравия не может резко отказаться от нефти, о чем свидетельствует план королевства по строительству завода по переработке нефти в химические вещества стоимостью $20 миллиардов. "Саудовская Аравия 2.0" по-прежнему будет привязана к нефти, но переход от полной зависимости от нефти крайне опасен. Будущее Саудовской Аравии зависит от того, насколько плавным будет этот переход. Эта ставка Мухаммада ибн Салмана крайне амбициозна, и Саудовская Аравия не может позволить себе проиграть.