Такую точку зрения высказал Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери».
Участники рынка загородной недвижимости подводят итоги года. Согласно данным Экспертного бюро «Сперанский», рынок вел себя крайне нестабильно. В начале года активность превышала прошлогоднюю на 8%, летом показатель упал до -21% к прошлому году, осенью ситуация начала исправляться (+7% к прошлому году).
В целом сделок на загородных объектах было на 5% меньше, чем в 2016-м году. «Ожидаемая выручка участников обмена - 2,5 млрд. рублей. Примечательно, что доля продаж участков без подряда выросла с 75% в 2016-м году до 84% в 2017-м. Доля коттеджей неизменна, зато просел спрос на таунхаусы», - отметил Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро «Сперанский».
Алексей Потапов, генеральный директор «Ламбери» предполагает, что расшвелеить рынок может Чемпионат мира. «В последние три года у нас продажи идут стабильно по 4 дома в год. Нас такая стабильность не радует. Но пока состояние отечественной экономики дает основания для неутешительных прогнозов в целом по рынку. Возможно, ЧМ-2018 как-то повлияет на спрос. Это фактор для нас новый, как он отразится на спросе, пока неясно», - отметил эксперт.
Даниил Ветринский, генеральный директор CleverGrad смотрит на ситуацию более оптимистично. «По сравнению с прошлым годом, число сделок у нас в компании выросло на 30%. Это, конечно, связано с тем, что число наших проектов за минувший год заметно подросло. У нас в портфеле есть и собственные проекты, и те, где мы выступаем продавцами, и поселки, в которых мы участвуем как соинвесторы. Все эти проекты активно развивались и сегодня они находятся на значительно более высокой стадии готовности, чем год назад. Полагаю, что следующий год по активности клиентов будет в целом похож на 2017-й. Не вижу предпосылок ни к ухудшению, ни к улучшению ситуации. Хотя, конечно, неожиданности, типа скачка курса доллара, всегда возможны», - рассуждает спикер.
Архитектор семейной компании «Шале-парк Superbia» Александра Давыдова напротив отмечает возросшую активность покупателей. «В этом году покупатели были очень активными. 80% из тех, кто звонил, приезжали на просмотры. Мы отметили одну особенность: значительно увеличилось время просмотров. С покупателями мы проводим на объекте несколько часов, иногда – целый день. Они прекрасно разбираются в строительных технологиях, архитектуре, задают грамотные вопросы, изучают договор, обсуждают условия. Возможно, это связано с тем, что на загородном рынке укореняются новые подходы к продажам, в которых детальные беседы становятся нормой», - говорит эксперт.