Цены на бензин, скорее всего, поднимутся до уровня российских.
Все три нефтеперерабатывающих завода приватизируют в Казахстане в рамках подготовки к публичному размещению акций (IPO) нацкомпании «КазМунайГаз», передает КазТАГ.
В частных руках экономичнее
Экономист Магбат Спанов объясняет этот шаг тем, что, вероятно, государство устало вкладывать деньги в модернизацию.
— Мы приближаемся к 2025 году, когда на территории ЕАЭС будет свободный рынок нефтепродуктов
Соответственно, мы должны стать конкурентоспособными. А то, к примеру, вкладывает бесконечно государство в Атырауский НПЗ, и конца и края этому нет, — отмечает он.
До уровня 1999 года
— Сейчас на Атырауском НПЗ проводится модернизация, в рамках которой строится установка ароматических углеводородов. До этого проводилась модернизация, связанная с выпуском масел. И этот процесс бесконечный. Технологии совершенствуются, соответственно, те техническое установки, которые применялись раньше, постепенно физически устаревают. Изначально модернизация Атырауского завода началась с приходом Имангали Тасмагамбетова в 1999 году акимом Атырауской области. С тех пор каждый год
министерство энергетики обещает нам, что проблема с поставкой нефтепродуктов будет решена. Но ничего так и не решается
И это уже не проблема конкретного завода, а проблема макроуровня, — рассказывает он.
Спанов убежден, что приватизация позволит эффективнее использовать природные ресурсы.
— Исходя из нашей нынешней макростратегии,
мы хотим вновь прийти к 1999 году, когда уровень частного сектора в ВВП составлял порядка 85%
Госсектор никогда не бывает эффективным — это уже доказано всей мировой экономической историей, — подчеркивает он.
Кому достанутся заводы?
Он отмечает, что
приватизировать НПЗ будут местные олигархи, используя оффшорные счета и компании,
либо российские или украинские бизнесмены.
По словам экономиста Асета Наурызбаева, вместо приватизации казахстанским НПЗ больше бы подошла концессионная модель. В ее рамках государством обычно заключается соглашение с частным предпринимателем либо иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, а бывает и земельных угодий.
— Если отдать НПЗ в концессию, в рамках этого договора может быть прописана их модернизация. А частные компании, желающие вступить в этот проект, должны будут предоставить пошаговый план выполнения поставленных условий.
Это та же приватизация, но на время. Такой способ позволил бы создать конкурентное поле в монопольной среде,
в такой модели конкуренция создается на этапе передачи предприятия в концессию. В момент передачи идет торговля за лучшие условия и у концессионера есть жесткие обязательства по выполнению. А при приватизации трудно выставить жесткие обязательства, — отмечает Наурызбаев.
Что нас ждет?
Экономист Рустем Жансеитов считает, что позитивные результаты от приватизации возможны лишь при действительно реальной передаче предприятий частным структурам, не аффилированным с определенными кругами.
— Надеюсь, что приватизация пройдет транспарентно и честно, иначе ничего хорошего из этого не выйдет
И если так и будет, то новые управленцы должны будут изыскивать оптимальные варианты работы, ведущие к снижению издержек, себестоимости и прочего. В этом случае цены на бензин могут быть ниже. Но все же не стоит забывать о грядущей синхронизации рынков нефтепродуктов в рамках ЕАЭС, после которой, скорее всего, цены существенно повысятся, — утверждает Жансеитов.
Спанов также считает, что повышения цены на бензин не избежать, она будет стремиться к российским.