Минпромторг придумал новый способ увеличить экспорт автомобилей
Минпромторг предлагает субсидировать скидку в размере 50 000 руб. при продаже за рубежом произведенных в России автомобилей. Это следует из разработанного министерством проекта постановления правительства.
Предлагаемые условия для утилизируемых автомобилей – возраст не менее 10 лет, из которых последние три года машина должна находиться в пользовании получателя скидки. Правда, сам продаваемый автомобиль должен быть произведен «не позднее 1 октября 2017 г.», говорится в документе. Это существенно ограничивает круг потенциальных получателей субсидий. Впрочем, сотрудник одного из автопроизводителей предлагает не обращать внимания на эту дату. Она может измениться при принятии документа или вовсе исчезнуть. Важна сама идея – государство думает о стимулировании продаж российских автомобилей за рубежом, говорит собеседник «Ведомостей».
Сколько Минпромторг предлагает выделить в 2018 г. на программу обновления автомобильного парка за рубежом – не известно. Вопрос о сумме субсидий и источнике финансирования «будет решен в процессе подготовки и принятия соответствующего акта», сказал представитель Минпромторга. От других комментариев он отказался.
Подобный механизм Минпромторг уже опробовал в России. Вплоть до 2017 г. действовала программа обновления парка, которая предполагала субсидирование скидок на новые автомобили при сдаче машин либо в утилизацию, либо в трейд-ин. Всего в прошлом году на госпрограмму обновления парка было выделено 17,5 млрд руб. В этом году такой программы в России уже не будет. Чиновники считают, что она себя исчерпала. Спрос на внутреннем рынке будет поддерживаться с помощью других программ – льготного автокредитования, субсидирования скидок на газомоторную технику и проч.
Представители Ford и Renault, чьи компании первыми построили заводы в России, на вопросы не ответили. Представитель «АвтоВАЗа» лишь сказал, что «компания приветствует меры российского правительства по поддержке экспорта».
Но схема, при которой в утилизацию будет сдаваться машина той же марки, станет эффективна для отечественных брендов только на немногочисленных традиционных для них рынках – в странах СНГ, Восточной Европы, на Кубе, в Египте и некоторых других, считают сотрудник одного из автоконцернов и начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. Поэтому лучше разрешить сдавать в утилизацию автомобили любых марок, как это делалось и в России, говорят они.
Стимулировать спрос за счет схемы утилизации Минпромторг предлагает в рамках разрабатываемой программы поддержки создания на зарубежных рынках системы послепродажного обслуживания. Министерство предлагает субсидировать до 50% таких затрат, следует из проекта постановления. На эти цели планируется ежегодно выделять ориентировочно по 1–1,5 млрд руб., поясняет представитель Российского экспортного центра (РЭЦ). «Эта сумма, по нашему мнению, сможет покрыть все потребности экспортеров», – отмечает он. По его словам, в федеральном бюджете деньги не предусмотрены, их предполагается взять из резервных источников правительства. Кроме того, в 2018–2019 гг. планируется разработать и запустить программу льготного кредитования иностранных покупателей российских автомобилей, добавляет представитель РЭЦа.
Государство поддерживает экспорт, чтобы помочь недозагруженным автозаводам, которые еще не отошли от сократившегося в 2013–2016 гг. вдвое местного рынка. В 2017 г. на все специальные программы поддержки экспорта, в том числе автомобилей, было выделено около 20 млрд руб., по данным РЭЦа. По данным центра, в январе – октябре 2017 г. экспорт вырос на 28% до 70 000 легковых автомобилей на сумму $1,1 млрд. В 2018 г. планируется отправить на экспорт не менее 90 000 легковых и легких коммерческих автомобилей, отмечает представитель РЭЦа.