Танкер Gaselys внимательно отслеживается энергетическими трейдерами, так как его прибытие ознаменовало бы первый импорт в Северную Америку, который включал бы в себя газ из России, подпадающий под санкции США. Этот импорт может вызвать вопросы о том, где Америка получает свое топливо.
1. Почему США покупают газ у Европы? Холодно. Французский энергетический гигант Engie приобрел груз для удовлетворения высокого спроса на газ во время сильных морозов на северо-востоке США. Хотя это не первый для США опыт покупки газа в Европе (Норвегия ранее отправляла СПГ в США), но это будет первый раз, когда США импортируют из Северо-Западной Европы топливо в танкерах на $27 млрд, которое поступает с завода "Ямал" в России, открытого месяц назад. Танкер Gaselys изменил курс 19 января и отсрочил дату прибытия из-за погодных условий. С тех пор, как три недели назад корабль отправился из Лондона, цены на природный газ на северо-востоке США упали с рекордного уровня.
2. Это действительно российский газ? Да и нет. Фактически молекулы представляют собой смесь газа различного происхождения, поступающего так же из хранилищ Великобритании, который также содержат топливо из Алжира, Тринидада и Тобаго, Катара. Мы знаем, что компания Engie приобрела газ у малазийской компании Petroliam Nasional, а та, в свою очередь, приобрела его у ПАО "Ямал". Это был первый газ с сибирского завода.
3. Так почему же газ не поставляется прямо из Сибири? Поскольку "Ямал" является самым северным в мире заводом, производящим топливо, расположенным в местах, где нет солнца в течение двух месяцев в году и температура может падать до минус 50 градусов, он должен был построить первые в мире ледовые танкеры, способные плыть через более чем 2-хметровый слой льда. Топливо перегружается на более дешевые обычные суда на терминалах в Северо-Западной Европе. Ледовый танкер Christophe de Margerie забрал первый груз для доставки в резервуары хранения. Первое в своем роде судно было названо в честь бывшего генерального директора Total, который погиб в 2014 году, когда его самолет врезался в снегоуборочную машину в московском аэропорту.
4. Почему Бостон не смог получить американский газ? В то время, как США является крупнейшим в мире производителем природного газа и нетто-экспортером топлива благодаря буму добычи сланцевого газа и началу экспорта из стран Персидского залива в феврале 2016 года, Новая Англия по-прежнему зависит от СПГ привозимого на танкерах, особенно зимой, когда газ используется для отопления. СПГ, который охлаждается до минус 162 градуса по Цельсию и в результате занимает 1/600-ю часть объема, не может быть отправлен с новых экспортных терминалов в Мексиканском заливе. Это связано с тем, что почти ни один из танкеров мирового флота не соответствует требованиям Закона Джонса 1920 года, который предписывает, чтобы суда, перемещающиеся между портами США имели экипаж из американцев.
5. Может ли российский СПГ прибыть в США в будущем? Возможно, но это будет зависеть от цены. До тех пор, пока цены достаточно высоки в Азии, грузы из «Ямала», скорее всего, пойдут туда. У "НОВАТЭК" есть контракт с Engie на поставки, которые предназначены для терминала Montoir в Западной Франции, но не ограничены по назначению, а это означает, что французская компания может отправить их в другое место, включая терминал Everett недалеко от Бостона.
6. Не повлияют ли санкции США на российскую энергетику? В 2014 году в связи с украинским кризисом США ввели финансовые санкции в отношении ряда российских энергетических проектов, включая проект «Ямал». Ограничения заставили НОВАТЭК пересмотреть варианты финансирования проекта, и компания запретила заместителю генерального директора Марку Гетваю участвовать в проекте, поскольку он является гражданином США. Проект был реализован, несмотря на санкции. Что касается груза на Gaselys, то Engie утверждают, что топливо соответствует всем торговым законам США.