Госкорпорация вложит в капитал ОАК примерно 30 млрд руб. на программу создания среднемагистрального самолета МС-21. Более того, обсуждается вариант объединения ОАК с холдингом «Вертолеты России». Но реорганизация может показаться затратной для «Ростеха»: кроме финансирования МС-21 ему придется найти еще десятки миллиардов рублей на другие проекты ОАК. Для авиастроителей же схема может обернуться проблемами из-за западных санкций, которые пока их коснулись не в полной мере.
Президент Владимир Путин поддержал идею главы Минпромторга Дениса Мантурова подключить «Ростех» к финансированию программы МС-21, рассказали “Ъ” два топ-менеджера предприятий оборонной промышленности и подтвердил сотрудник аппарата правительства. Речь идет о вложении собственных средств «Ростеха» в капитал ОАК, уточнил один из собеседников “Ъ”. Источник, близкий к администрации президента, раскрыл механизм одобрения идеи: в письме президенту от 23 января министр сообщил, что госкорпорация «подтвердила возможность выделения на МС-21 около 30 млрд руб. в 2018–2020 годах». Владимир Путин поставил на документе визу, что согласен. Подтвердить эту информацию официально в Кремле не удалось, в Минпромторге от комментариев отказались.
Это первый шаг к передаче ОАК в состав «Ростеха». Напрямую это сделать не удалось: Минпромторг разрабатывал проект президентского указа о передаче госкорпорации 91,68% акций ОАК, находящихся в федеральной собственности (“Ъ” сообщал об этом 23 ноября 2017 года), но против выступил курирующий авиапром вице-премьер Дмитрий Рогозин. Господин Мантуров пытался заручиться поддержкой премьера Дмитрия Медведева, ссылаясь на то, что при таком раскладе из федерального бюджета не придется выделять дополнительные деньги на МС-21, но был вновь перенаправлен к господину Рогозину — вице-премьер потребовал предоставить в правительство экономическое обоснование. По данным “Ъ”, на этот раз Денис Мантуров решил обратиться к президенту без предварительных согласований. Дмитрий Рогозин узнал о письме постфактум.
Но указ президента все равно понадобится, отмечает топ-менеджер одного из предприятий авиапрома. По его информации, проект документа уже разработан и согласован Минпромторгом, Минэкономики и Минфином. Впрочем, у господина Рогозина остается возможность повлиять на процесс, добавляет собеседник “Ъ”: «По правилам документ должен пройти согласование еще и в аппарате профильного вице-премьера, так что еще возможны отдельные уточнения. Хотя кардинального пересмотра взятого курса точно не стоит ожидать».
Между тем только включением ОАК в «Ростех» реформа не ограничится: несколько собеседников “Ъ” рассказали, что в проекте указа президента появится пункт об объединении ОАК с холдингом «Вертолеты России» (входит в «Ростех»). Таким образом, речь пойдет об объединении компетенций вертолето- и самолетостроительной отрасли под началом единой управляющей компании, подчиняющейся напрямую «Ростеху». По этому поводу в Белом доме велась дискуссия, говорит собеседник “Ъ” в правительстве: некоторые чиновники считали, что логичнее сближать авиационную промышленность с космической, в то время как Дмитрий Медведев разделял идею Минпромторга об объединении ОАК и «Вертолетов России».
На все преобразования будет отведено полтора года с момента подписания Владимиром Путиным соответствующего указа, добавил один из источников “Ъ”.
В результате «Ростех» станет не только комплектатором авиаузлов и агрегатов (предприятия госкорпорации поставляют около 70% комплектующих для самолетов), но и производителем готовой авиатехники.
В самой госкорпорации подчеркнули, что на данный момент «решения о вхождении ОАК в “Ростех” нет», поэтому «крайне преждевременно обсуждать любые планы по слиянию активов и по инвестициям». В ОАК сказали, что структура и конфигурация активов авиастроения остается прерогативой государства, и выразили готовность «выполнять поставленные задачи».
Однако схема оставляет открытыми ряд вопросов. «Помимо МС-21 у ОАК есть и другие проекты, на которые нужны деньги,— подчеркивает источник “Ъ” в авиапроме.— На российско-китайский CRC-929 и продолжение работ по линейке SSJ 100 нужны еще десятки миллиардов рублей, которые теперь придется изыскивать “Ростеху”». К тому же в составе ОАК остаются предприятия, на которые не наложены санкции США,— например, корпорация «Иркут» (производитель МС-21) и АК им. Ильюшина (отвечает за развитие транспортной авиации), в то время как «Ростех» находится под санкциями уже несколько лет.
Тема тотального огосударствления экономики, актуальная для России не первый год, в 2017 году стала особенно выраженной в массе секторов, от банковского до нефтяного. На этом фоне очередной виток идущей уже десятилетие консолидации активов в рамках «Ростеха» мог пройти незамеченным. Но это оказался виток нового качества: «Ростех» получает не только профильную оборонную промышленность, но также металлургию и энергетику, весь отечественный авиапром, а возможно, и судостроение.