Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
20.08.2024

Продажи одноразовых сигарет в федеральных сетях снизились из-за роста акциза

Из-за повышения ставок акцизов на никотиновые жидкости в 2024 году цены на них заметно выросли, что привело к падению продаж электронных сигарет в федеральных сетях. Покупатели начали приобретать их в вейп-шопах или табачных магазинах, которые могут работать с нелегальной продукцией и потому реализовывать ее дешевле. Другая часть потребителей стала возвращаться к традиционным сигаретам, системам нагревания табака и переходить на кальяны.

Продажи одноразовых электронных сигарет в продуктовых сетях за январь—июнь 2024 года снизились в натуральном выражении на 4% год к году на фоне роста остальных категорий табачных изделий, тогда как в денежном — выросли на 25%, следует из данных NielsenIQ, предоставленных “Ъ”. В продажах жидкостей для электронных систем доставки никотина наблюдается некоторый спад, подтверждает директор по взаимодействию с органами госвласти группы ITMS (ранее российское подразделение British American Tobacco) Кирилл Кузнецов. Он связывает это с ростом стоимости легальной продукции из-за увеличения с 2024 года ставки акциза на жидкости для них вдвое.

С января 2024 года ставки акциза на эту категорию выросли с 20 до 42 руб. за миллилитр. Например, в сети магазинов «Табачка на районе» сообщили “Ъ”, что цены на электронные сигареты и жидкости для парения выросли в первом полугодии на 30% год к году, в результате чего продажи этой категории снизились на 10% в натуральном выражении и выросли на 17—18% в денежном.

По словам Кирилла Кузнецова, часть потребителей переориентировалась на дешевую нелегальную продукцию. Президент Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Лев Григорьев приводит данные исследования Национального научного центра компетенций, согласно которым в декабре 2023 года доля нелегального рынка вейпинга составила 68,3%. По его словам, данные NielsenIQ отражают продажи федеральных розничных сетей, работающих легально и составляющих малую часть рынка. Но электронные сигареты продаются в основном через специализированные каналы — вейп-шопы и табачные магазины, добавляет господин Григорьев.

Есть и потребители, которые вернулись с вейпов к сигаретам и нагреваемому табаку, отмечает Кирилл Кузнецов. В сети «Табачка на районе», в свою очередь, отмечают на фоне повышения цен на электронные сигареты рост спроса на кальянную продукцию.

По подсчетам NielsenIQ, продажи традиционных сигарет и устройств для нагревания табака приросли на 3% в штуках, а стиков к последним — на 5%. Но в деньгах эти категории прибавили скромнее, чем электронные сигареты,— 9—11%. Ставки акцизов на сигареты и стики были проиндексированы в первой половине 2024 года адекватно уровню инфляции, объясняет господин Кузнецов. В Philip Morris на запрос “Ъ” не ответили, в JTI показатели продаж не раскрыли.

В магазинах «Перекресток» спрос на табак в штуках в целом не изменился, но стики внутри категории выросли на 6%, сообщил “Ъ” представитель Х5, в которую входит сеть. В «Магните» и «Азбуке вкуса» отказались от комментариев.

Аналитики «Ромир», в свою очередь, выяснили, что в первой половине 2024 года доля потребителей, сокративших траты на системы нагревания табака, оказалась больше, чем тех, кто такие расходы увеличил. Темпы роста продаж систем нагревания табака могут замедляться на фоне насыщения рынка, объясняет руководитель агентства «Русский табак» Максим Королев. Основная часть потребителей, которые хотели перейти с сигарет на нагреваемый табак, считая эту категорию менее опасной для здоровья, сделали это в предыдущие годы, указывает он.

Сократилось и предложение по таким устройствам. В конце 2023 года в рознице остановились продажи устройств Ploom от JTI из-за «существенных сбоев в глобальных цепочках поставок», сообщили в компании. Но, по словам Максима Королева, Ploom занимал в продажах несущественную долю.

Источник: Коммерсант
Просмотры: сегодня: 4, всего: 2035

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность