Почти 90% товаров с признаками псевдоорганической продукции зафиксировано в онлайн - из 450 проверенных Роскачеством единиц более 400 реализовывались именно на маркетплейсах. В офлайн торговле нарушения носят точечный характер, сообщили ТАСС в организации.
Большинство продукции с признаками гринвошинга относятся к импортным товарам с англоязычной маркировкой с использованием международных знаков органической продукции. Наиболее распространенные виды маркировки псевдоорганической продукции: Organic в разных сочетаниях и вариациях (65,7% товаров), "Евролист" (49,2%) и USDA (9%).
"Несмотря на схожесть органических стандартов в разных странах, в России признается продукция, сертифицированная только по национальным стандартам. Поэтому продукты с маркировкой "органик" других государств на российской полке можно расценивать как несоответствующие законодательству России", - отметил директор департамента развития органической и "зеленой" продукции Роскачества Владимир Увайдов.
Всего мониторинг рынка органической продукции охватил 16 торговых сетей, маркетплейсов и сервисов доставки: Ozon, WB, "Мегамаркет", "Яндекс маркет", "Глобус", "Вкусвилл", "Ашан", Metro, "Перекресток", "Дикси", "Магнолия", "Лента", "Азбука вкуса", Spar, Vprok и Winestyle.
Реакция продавцов и контрольных органов
Как отметили в Роскачестве, управления Роспотребнадзора вынесли предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в адрес хозяйствующих субъектов - нарушителей.
В "Азбуке вкуса" сообщили организации, что выявленные псевдоорганические товары будут поставляться с новой маркировкой либо на этикетке будет информация о непрохождении процедуры органической сертификации на территории РФ. В "Глобусе" также отметили, что импортеры сети будут клеить на продукцию дополнительный стикер с информацией об отсутствии органического сертификата, полученным в России. В сети "Метро кэш энд Керри" отметили, что проведут работу с поставщиками для прохождения ими сертификации.
"Вкусвилл" выведет продукции торговой марки "Золото Индии" из сети в связи с отсутствием у производителя сертификата соответствия органического производства на территории РФ, сообщили в Роскачестве. В Wildberries отметили, что скроют карточки товаров с выявленными признаками гринвошинга. Интернет-магазин "Горная аптека" провел смену визуала и информации на сайте у товара-нарушителя. Ряд товаров был заблокирован на сайте впрок.ру или выведен из ассортимента, также приостановлено сотрудничество с некоторыми поставщиками до принятия решения об изменении маркировки или сертификации продукции в соответствии с требованиями действующего законодательства. В интернет-магазине "Эко-органика" также сообщили, что товар-нарушитель убран из продажи и снят с электронной витрины магазина.
В "Магнолии" сообщили, что сайт www.magnl.ru, на котором была выявлена псевдоорганическая продукция, не принадлежит торговой сети. Официальным сайтом компании является - shop.mgnl.ru, который находится на реконструкции. В целях защиты своих прав торговая сеть обратится в соответствующие органы.
Рекомендации Роскачества
Для выбора органической продукции в Роскачестве рекомендуют проверять производителя по реестру Минсельхоза. Название товара и наименование производителя на упаковке должно совпадать с тем, которое указано в реестре и сертификате. Сертификат, содержащийся в реестре, должен иметь статус "зарегистрирован". Также можно обратить внимание на знак органической продукции гособразца, однако не все производители выносят его на упаковку.
"Воспользуйтесь QR-кодом на упаковке. Если вы покупаете товар в розничной сети, проще всего отсканировать код на маркировке. Ссылка должна вести на запись в реестре; где-то указывают и номер сертификата. Но можно и со смартфона зайти в реестр Минсельхоза и вбить в него название производителя с упаковки", - посоветовали в организации.