Россияне все чаще отказываются готовить дома, и строители уже продают квартиры без кухонь. В прошлом году продажи готовой еды выросли почти на четверть. А к 2030 году траты на готовую еду превысят 20% от всех расходов, считают эксперты.
По данным "Нильсен", продажи готовой еды в 2024 году выросли на 23,8% в упаковках и почти на 30% в деньгах. Доля продаж готовой еды среди всей скоропортящейся продукции в 2024 году составила 7,5%. По данным исследовательской компании NTech, продажи готовой еды в офлайн-рознице в 2024 году выросли на 33% в деньгах и на 20% в штуках. Самый большой прирост показали горячие напитки (+153% в физическом выражении), суши и роллы (+77%), блюда для перекуса (+46%), супы (+38%).
В 2024 году продажи готовой еды в ретейле росли двузначными темпами, подтверждает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов. Например, "Пятерочка" зафиксировала общий рост покупок в 2,4 раза в сравнении с предыдущим годом, "Магнит" - на 80%, продажи готовой еды собственного производства в "Глобусе" в денежном выражении увеличились на 17%, в сети "АШАН" - на 14%.
Стабильные темпы роста категории наблюдаются последние восемь лет, говорит директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов. И сейчас категория доросла до очень значимых цифр, поэтому к этому рынку сейчас такое внимание.
По итогам 2024 года затраты на готовую еду более чем в два раза превысили затраты на детское питание, на 60% превысили затраты на яйца, на 8% затраты на молоко и уступают затратам на хлеб всего лишь 2,3%, сравнивает эксперт.
Росту рынка готовой еды способствуют продолжающаяся урбанизация и ускоренный темп жизни, которые увеличивают спрос на удобные решения в сфере питания, поясняет заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. Горожане все чаще выбирают готовую еду, чтобы сэкономить время на приготовлении пищи. Второй фактор - развитие сервисов доставки еды и расширение их географии. Это делает готовую еду более доступной для широкой аудитории.
К тому же стереотип, что готовая еда не может быть качественной, давно разрушен, добавляет основатель сети бесконтактных микромаркетов "ВремяЕсть" Алексей Шерстов.
С одной стороны (и особенно в условиях роста доходов населения), люди хотят разнообразно, вкусно и качественно питаться. С другой стороны, как показывают исследования, большинство россиян не умеют и не любят готовить (не умеют, потому что не любят, и не любят, потому что не умеют), поясняет Ардалионов. Большинство домохозяйств постоянно пользуется набором из пары десятков продуктов, готовя из них блюда с низкой вариативностью. Широко практикуется "еда одного блюда": едят основное блюдо (суп или горячее), сопровождая его закусками, в том числе овощами. Часто готовят функционально - так, чтобы приготовленное можно было взять с собой в контейнере на работу. В "репертуаре" очень мало пряной и острой пищи.
"Из закусок хозяйке лучше всего удались шпроты" - это не анекдот, а реальность российской жизни. Но кто в этом признается? В итоге готовая еда -это идеальное решение проблемы: разнообразно и вкусно", - говорит Ардалионов.
При этом, по его словам, готовая еда - это очень недешевое удовольствие: в 2024 году "средний килограмм" еды (исключая алкогольные напитки) стоил 204 руб., а "килограмм" готовой еды - 473 руб. Для молодых людей это деликатес, а драйверами категории являются люди среднего и более старшего возраста, которые могут себе позволить "гастрономические удовольствия".
У экспертов нет сомнений в том, что рынок продолжит бурно расти. Торговые сети планируют к 2030 году занять до 40% рынка, говорит Богданов. По данным "РБК. Исследования рынков", весь рынок готовой еды (плюс сам общепит, готовая еда из магазинов, доставка рационов питания) составляет 3802 трлн руб., а к 2030 году может вырасти до 10 167 трлн руб. Причем больше половины этого роста будет обеспечено увеличением потребления, а не удорожанием блюд. Сейчас доля готовой еды в структуре трат россиян составляет всего 14,7%, а вырастет до 21,4%, прогнозируют эксперты. Способствовать этому будут увеличение доходов, расширение ассортимента готовой еды и планомерный отказ россиян от готовки дома в пользу покупки или заказа готовой еды.
Правда, будут у этого развития и препятствия. "Из-за сложной ситуации на рынке труда предложение готовой еды сейчас не соответствует спросу: большее количество новинок могло бы привести к скачкообразному росту категории", - отмечает Ардалионов.