Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
14.03.2025

Росптицесоюз пожаловался на снижение закупочных цен на яйца

Птицефабрики заявили об отрицательной рентабельности продаж из-за снижения закупочных цен на яйца у сетей после запрета выплаты бонусов. Ретейлеры отрицают влияние выплат на цены и напоминают о скором сезонном пике спроса — Пасхе.

Российский птицеводческий союз обратился в Минсельхоз, Минпромторг и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проанализировать снижение закупочных цен на птицеводческую продукцию на тендерах у торговых сетей после решения правительства включить яйца в перечень товаров, за покупку которых производители не должны выплачивать ретейлерам вознаграждение. Это следует из обращения союза к предприятиям отрасли. Копия документа, направленного 13 марта, есть в распоряжении РБК, его отправку подтвердила РБК гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева.

В пресс-службах Минсельхоза и ФАС сообщили, что получили обращение Росптицесоюза и рассмотрят его в установленном порядке. РБК направил запрос в Минпромторг.

С 1 февраля 2025 года правительство расширило перечень социально значимых продуктов, за приобретение которых производители не должны выплачивать вознаграждение ретейлерам. Речь идет о бонусах, которые поставщики, согласно закону о торговле, платили сетям за то, что те закупали у них определенное количество товара. Раньше в список этих товаров входило мясо кур, питьевое молоко 2,5—3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия. Теперь в него добавили яйца и сливочное масло.

Запрет на бонусы ретейлерам позволит производителям сократить затраты при поставках продукции в торговые сети и направить средства на модернизацию и расширение производства, объясняли в правительстве. «В конечном итоге предлагаемая мера может способствовать снижению оптово-отпускных цен производителей для потребителей, в том числе в результате увеличения производства продукции», — указывали там.

Но Росптицесоюз фиксирует негативную тенденцию с ценами на яйца и птицеводческую продукцию, которая складывается на рынке с начала февраля и «во многих случаях обоснована сетями вступлением в силу постановления правительства от 1 февраля 2025 года № 76». Союз, как следует из его письма, уже обращался по этой проблеме в ФАС и Минсельхоз, после чего антимонопольная служба предупредила торговые сети о недопустимости навязывания поставщикам дополнительных условий. Кроме того, в документе сообщается, что ФАС направила в администрации регионов письма о целесообразности заключения временных ценовых соглашений для стабилизации цен на яйца. «Но на сегодняшний день ситуация остается неизменной», — констатирует Росптицесоюз.

При этом Бобылева обращает внимание, что, несмотря на то что закупочные цены у производителей снижаются, розничные цены на яйца в магазинах не меняются. «Птицеводы всегда обеспечивали выполнение взятых обязательств, но, чтобы мы их выполняли, нужна соответствующая цена на наш продукт», — заключает гендиректор Росптицесоюза.

Снижение цен на куриное яйцо в торгах крупных федеральных сетей обеспечивает птицеводческим предприятиям (в сочетании с ростом издержек на производство и реализацию, а также отсутствием предпосылок для снижения себестоимости) «отрицательную рентабельность продаж», указывает союз. Это, в свою очередь, может привести к отрицательным финансовым результатам и «невыполнению поставленных перед отраслью задач».

«Снижения производства мы ни в коем случае не допустим, так как понимаем нашу ответственность: яйцо — социально значимый продукт», — подчеркивает Бобылева. Но она настаивает, что социальная ответственность ретейлеров не меньше: если сети «берут яйцо по 60—70 руб.», то и продавать потребителям они должны «дешево».


Позиция торговых сетей


Закупочные цены на самое доступное на полке куриное яйцо действительно снизились на 5,4% за последний месяц, а в годовом выражении яйца подешевели в закупке на 14%, заявил РБК председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислав Богданов.

Но каких-либо «искусственно созданных» условий для снижения цен в ассоциации не видят. «На данный момент на рынке сформировалось достаточно широкое предложение куриного яйца при текущем стабильном спросе», — объясняет Богданов. Анализировать динамику цен на яйца он считает корректным на более длительном периоде времени и с учетом сезонных колебаний спроса. «Например, пиковый сезон спроса на куриное яйцо традиционно начинается в середине апреля в преддверии Пасхи — очевидно, что ценовая конъюнктура рынка также поменяется», — добавляет Богданов.

В АКОРТ напомнили, что на текущую динамику цен на куриное яйцо и мясо птицы влияют не только закупки в рамках тендеров, но и поставки в рамках долгосрочных контрактов, по которым торговые сети закупают существенную часть птицеводческой продукции (долю таких закупок там не уточнили). А вознаграждение ретейлерам никогда не учитывалось в определении цены продукта, поэтому его отмена также не влияет на ценообразование, подчеркивает Богданов.


Что говорят в Минсельхозе


В пресс-службе Минсельхоза сообщили РБК, что в торговых сетях доля куриных яиц, приобретенных на торгах, незначительна. Но министерство также фиксирует снижение цен на куриные яйца у производителей, следует из его ответа. По данным на 12 марта, яйца первой категории у производителей в среднем стоят 76,7 руб. за десяток, второй категории — 66 руб. За год они подешевели на 12,7 и 16,8% соответственно. При этом в рознице яйца продаются по средней цене 113 руб. за десяток, добавили в Минсельхозе.

Производство куриного яйца в стране растет, подчеркнули в Минсельхозе. Так, в январе 2025 года в сельхозорганизациях было произведено 3,35 млн штук яиц, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Как дорожали и дешевели яйца

По итогам 2023 года яйца оказались лидером по подорожанию товаров в России — рост цен составил 61,35%. На ситуацию даже обращал внимание президент России Владимир Путин на прямой линии 14 декабря. Он называл ее «сбоем в работе правительства» и извинился перед россиянами. В том же месяце правительство, чтобы сбалансировать внутренний рынок и обеспечить быстрый рост предложения, обнулило ввозные пошлины на яйца на период с 1 января по 30 июня 2024 года (ранее они составляли 15%). Кроме этого, Минсельхоз тогда сообщал, что работает и над другими мерами по стабилизации рынка: над увеличением собственного производства яиц и переводом производителей и торговых сетей на долгосрочные контракты, «чтобы обеспечить прогнозируемые объемы и стабильные цены».

ФАС еще в ноябре 2023 года начала анализировать ценообразование на куриные яйца: регулятор запросил у компаний-производителей данные о формировании цен на их продукцию, а в апреле 2024-го служба вышла на проверки крупнейших торговых сетей. Тогда же ФАС направила производителям яиц и сетям письма с напоминанием о запрете на необоснованное повышение цен перед Пасхой. Некоторые ретейлеры по предложению ФАС ограничили наценку на куриные яйца.

К лету 2024 года работа птицеводческих предприятий стабилизировалась: стоимость яйца куриного у производителей в сравнении с концом 2023 года снизилась на 20,8 и 22,2% за первую и вторую категории — до 74,9 и 64,7 руб. за десяток соответственно, писали тогда «Ведомости» со ссылкой на данные Минсельхоза. Но в августе Росптицесоюз сообщал, что обеспокоен ростом торговой наценки на яйца у розничных сетей: по его данным, в среднем она составляла 20%. Союз указывал на недостаток долгосрочных контрактов с сетями и предлагал ограничить торговую наценку на товары первой необходимости в пределах 10%.

По итогам 2024 года куриные яйца оказались уже среди продуктов, цены на которые снизились за год наиболее ощутимо — снижение составило около 11% к декабрю 2023 года, фиксировал Росстат. Если в конце 2023 года десяток яиц стоил в магазинах 132,5 руб., то в декабре год спустя он подешевел до 116,7 руб.

Источник: РБК
Просмотры: сегодня: 17, всего: 111

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность