Терпение потребителей к росту цен на кофе находится на пределе, заявил генеральный директор итальянской кофейной компании Lavazza Антонио Баравалле, сообщает Financial Times. По его словам, подорожание связано со спекуляциями на финансовых рынках и климатическими изменениями.
Фьючерсы на арабику в феврале достигли рекордных $4,39 за тонну, но в апреле упали до $3,45 на фоне новостей о пошлинах США. «Цены уже зашкаливают: £3—4 за эспрессо в Лондоне, $8 за капучино в Нью-Йорке», — отметил Баравалле.
«Это как когда ты смотришь на котировки на Нью-Йоркской бирже, и они поднимаются все выше и выше, и ты говоришь: рано или поздно все рухнет», — добавил он.
Климатический фактор усугубляет ситуацию: неблагоприятная погода в Бразилии и Вьетнаме (крупнейших производителях арабики и робусты) создали «идеальный шторм» для отрасли.
Lavazza, несмотря на рост выручки на 9,1% (до €3,35 млрд в 2024 году), столкнулась с падением рентабельности до 9,3% (c 11-12% в прошлом). Прибыль сократилась на €70—100 млн за три года из-за отказа удешевлять кофейные смеси.
Компания также пострадает от 20-процентных пошлин Трампа на импорт из ЕС: половина кофе для США по-прежнему ввозится из Италии. Для снижения зависимости Lavazza строит мощности в США, но их ввод займет два года.
В 2025 году ожидается дальнейшее падение потребления кофе на 3,5% из-за инфляции.
«Домашние» продукты (капсулы, молотый кофе) обеспечивают 55% выручки группы, но спрос на них растет медленно. По словам Баравалле, рынок кофе входит в период турбулентности, где выживут только гибкие игроки.
У подорожания кофе есть ряд причин, сказал РБК в декабре 2024 года гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Это неурожай, превышения спроса над предложением, биржевые спекулянты, которые играют на прогнозах на урожай в Бразилии и Вьетнаме, и инфляция по всему миру, которая началась во времена пандемии.