Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
15.04.2025

В России предложили запретить рекламу фастфуда и неполезных снеков

Несмотря на тенденцию к ЗОЖ, потребление вредной еды в России растет внушительными темпами. За 2024 год в топе продуктов по объему продаж - чипсы, газировка, кондитерские изделия. Диагноз "ожирение" ставится уже каждому четвертому взрослому и почти каждому десятому ребенку. Чтобы хоть как-то снизить тягу россиян к вредной пище, в ФИЦ питания предлагают запретить рекламу фастфуда и неполезных снеков хотя бы в дневное время.

Рынок ЗОЖ-еды растет огромными темпами, признает директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов. Весь рынок продуктов питания в 2024 году вырос по отношению к 2023 году на 6,5% в физическом выражении и на 18,7% в денежном выражении. При этом, например, рост в группе "Здоровый перекус" (включает диетические хлебцы, злаковые батончики и т.п.) составил 25% и 42% соответственно. Но весь вопрос - в размере трат. Суммарные расходы россиян в 2024 году на эту группу составили около 63 млрд руб. А траты на анти-ЗОЖ-продукты гораздо больше по объемам и растут не так уж и плохо. Например, сладкой газировки россияне купили в прошлом году на 330 млрд руб., прикассовых кондитерских изделий (жевательные резинки, шоколадные батончики, шоколадное драже и т.п.) - на 366 млрд руб., чипсов - на 240 млрд руб., энергетических напитков - на 255 млрд руб. Во всех этих группах (кроме прикассовой кондитерки) инфляция выше, чем по рынку в целом.

И это не мешает им расти. В рейтинге NTech-500 брендов известная торговая марка чипсов заняла первое место, опередив крупного производителя мясных продуктов. А, например, весь топ-15 в группе "Прикассовая кондитерка" занимают бренды иностранных компаний. Они не ушли из России. Но глобально свернули маркетинговую (рекламную) активность. И без нее они прекрасно растут, отмечает Ардалионов.

При этом любители анти-ЗОЖа даже не пытаются мимикрировать. В группе "Сладкие газированные напитки" опережающими темпами растет именно "Кола", а не какие-то газировки, где хотя бы в названии может быть что-то условно натуральное/полезное.

Огрехи в питании многих российских семей видны невооруженным глазом: в стране постоянно растет доля людей с лишним весом и ожирением. Причем это касается и детей. На международном научно-практическом симпозиуме "Ожирение - глобальный вызов XXI века" директор "ФИЦ питания и биотехнологии", академик РАН Дмитрий Никитюк привел последние данные: сегодня этот диагноз ставится уже каждому четвертому взрослому и почти каждому десятому ребенку. По факту толстяков намного больше, так как, во-первых, не все доходят до врачей. А во-вторых, сами врачи тоже еще не привыкли рассматривать ожирение как отдельное заболевание.

"Основная причина ожирения - несоответствие калорийности рациона расходу энергии. Чудес не бывает: если мы получаем калорий больше, чем тратим, мы неизменно набираем вес. Едят люди значительно больше, чем двигаются", - отметил руководитель научного направления "Оптимальное питание" "ФИЦ питания и биотехнологии" профессор Александр Батурин.

Он привел такие данные: среднестатистический россиян ест сахара почти в три раза больше нормы (288% от нормы), сливочного масла - больше чем в 1,5 раза (160%), а сметаны и жирных сыров - вдвое (220%).

"В России, в отличие от многих других стран, колбаса и сосиски - это продукт ежедневного потребления, и не просто закуска, а полноценный по объему прием пищи. Японцы, например, едят их меньше нас в три раза. Кроме того, свою лепту в ухудшение структуры питания - перебор калорийности и дефицит полезных компонентов - вносит тренд на все большее потребление фастфуда, снеков типа чипсов и полуфабрикатов промышленного изготовления. А вот натуральной еды мы едим явно недостаточно: доля овощей на нашем столе не превышает 26%, фруктов - 23%, полезных молочных продуктов - 13%, качественного мяса и птицы - 20%. Рыбы - и того меньше. Все это сказывается не только на фигуре. Но и на здоровье", - подчеркнул Александр Батурин.

И еще одна национальная особенность россиян очень не нравится врачам: мы любим не только сладкое, но и соленое. У нас есть привычка досаливать и пересаливать еду, типична картина, когда глава семейства, еще не попробовав обед, тянет руку к солонке. Свою лепту вносят и соленые снеки - орешки, сухарики, чипсы и т.д.

"Ежедневная норма соли, по рекомендациям ВОЗ, не более 5 граммов, средний россиянин съедает 10-12 граммов, в два с лишним раза больше рекомендуемого. Неслучайно у нас так высока распространенность артериальной гипертонии", - подчеркнул эксперт. Причем, по данным опросов, почти половина взрослых россиян уверена, что соль не вредна.

Потребление сахаров, крахмалов и растительных масел долгое время оставалось на стабильно высоком уровне, отмечает преподаватель предмета "Продовольственная безопасность" РАНХиГС Андрей Дальнов. "Складывается впечатление, что рынок достиг по этим продуктам физиологической точки насыщения. Говоря простым языком, в потребителя больше не влезало", - поясняет он.

Но два новых тренда могут нарушить статус-кво. Во-первых, это стремительный рост потребления готовых блюд через канал ритейла. Во втором случае речь также идет о готовых блюдах, но употребляемых в HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес). Рост продаж готовых блюд также опирается на онлайн-торговлю. По различным оценкам, в прошлом году он вырос на 25-30%. И в перспективе нескольких лет вырастет еще в 1,5 раза.

"В обоих случаях потребитель еще больше теряет контроль над своим рационом. Сахар и растительное масло распространяются повсеместно - в супы, молочные продукты, колбасные изделия, соусы, мясные и вегетарианские блюда. Производители во все большей степени определяют, сколько фактически будет употребляться того или иного компонента. Для потребителя ставить себе цели и ограничения становится все бессмысленнее, поскольку в большинстве случаев нежелательные компоненты скрыты", - говорит Дальнов.

Ведущие мировые производители находятся в постоянном поиске продуктов, которые соответствуют лучшим устремлениям потребителя - стремлению вести здоровый образ жизни. Но при существующем диспаритете норм и фактов потребления наличие в подобных продуктах сахаров, быстрых углеводов и растительных масел толкает потребителя прямо в противоположную сторону, и его доверие, вольно или невольно, оказывается обманутым, добавляет Дальнов.

Научный руководитель ФИЦ питания и биотехнологии, академик РАН Виктор Тутельян настаивает: сегодня вся окружающая обстановка, особенно в городах, располагает к пищевым перекосам и перееданию в принципе. Академик предлагает запретить рекламу неполезных снеков и фастфуда. По крайней мере, в детское время. И еще - ввести в такой рекламе обязательное обременение: указывать, сколько сахара, жира, соли в продукте - по принципу "светофора" - если много, маркировка должна быть красной. (Нечто подобное уже существует, но пока это - дело добровольное, и пищевые предприятия, конечно же, не спешат сами себя "высекать").

Тутельян высказал еще одну идею: в рекламе или на упаковках калорийных закусок и лакомств указывать, сколько времени понадобится, чтобы сжечь калории, полученные вместе с купленной пачкой чипсов. "Ожирение легче предотвратить, чем лечить, стимулировать людей отдавать предпочтение здоровым продуктам питания нужно с детства", - заключил академик Тутельян.

Источник: Российская газета
Просмотры: сегодня: 19, всего: 155

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность