Продпортал Разделы
      НОВОСТИ         ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ       СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ       КАТАЛОГ       ВЫСТАВКИ       ФОРУМ       ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОИСК    
      МЯСО      РЫБА      МОЛОКО      САХАР      ХЛЕБ, МУКА, КРУПЫ      КОНДИТЕРКА      КОФЕ, ЧАЙ, КАКАО      ОВОЩИ, ФРУКТЫ      ЖИР, МАСЛО      ТАБАК      НАПИТКИ   
23.04.2025

Производители хлеба жалуются на монополизацию рынка EDI

Производители хлебобулочных изделий просят Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить рынок электронного документооборота между поставщиками и ритейлом на предмет монополизации. Хлебопеки жалуются, что им приходится работать только с «СКБ Контур», тарифы которого им представляются необоснованными и непрозрачными. В «СКБ Контур», в свою очередь, объясняют текущую стоимость своих услуг для дистрибуторов специфическими требованиями ритейлеров.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо Национального союза хлебопечения (НСХ) и Российского союза пекарей (РСП), направленное 16 апреля главе ФАС Максиму Шаскольскому. Авторы обращения просят принять меры антимонопольного регулирования рынка электронного обмена данными (EDI) между производителями хлебобулочной продукции и ритейлерами. В ФАС подтвердили “Ъ” получение обращения и добавили, что оно будет рассмотрено в установленном порядке.

В качестве первой проблемы отраслевые союзы называют тот факт, что весь EDI-документооборот с торговой сетью оплачивает поставщик. Это, по их мнению, является необъективным распределением бремени взаимодействия сторон договора поставки.

Вторая проблема, указанная в письме,— непрозрачное и неконкурентное ценообразование тарифов EDI-провайдеров, отличающихся между собой в разы. Так, стоимость одного и того же пакета может сильно варьироваться не только у разных провайдеров, но и у одного — в зависимости от хлебозавода или торговой сети, с которой работает поставщик.

laquo;С непонятным ценообразованием на услуги EDI-провайдеров сталкиваются большинство предприятий, входящих в союз»,— отмечает президент РСП Дмитрий Семенов. По оценкам РСП, уровень затрат на услуги операторов EDI для производителей хлебобулочных изделий составляет 0,3—0,4% от их выручки, что оценивается в 2,5 млрд руб. Эти затраты представляются «не только расточительными, но и губительными для отрасли», у которой совокупная прибыль в 2024 году составила 15 млрд руб., говорится в обращении хлебопеков в ФАС.

По данным аналитической компании «Нильсен», в первом квартале 2025 года натуральные продажи скоропортящихся хлебобулочных изделий в российской рознице увеличились всего на 1,7%, в то время как денежные — на 19,8%. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет крупных поставщиков продуктов питания) Дмитрий Леонов говорит, что с подобными проблемами сталкиваются не только хлебопеки, но и представители других отраслей.

В своем письме производители хлебопекарной продукции отмечают монополизацию рынка таких услуг одним провайдером — АО «ПФ "СКБ Контур"», у которого после покупки ООО «Электронные коммуникации» в 2024 году не осталось серьезных конкурентов.

В «СКБ Контур» пояснили “Ъ”, что стоимость одного и того же тарифного пакета может отличаться в зависимости от торговой сети и поставщика, даже при одинаковом документообороте, поскольку у ряда ритейлеров есть специфические требования к безопасности и техническим особенностям решения. Это, добавляют в компании, требует поддержки дополнительными ресурсами. По словам гендиректора аналитического агентства Telecom Daily Дениса Кускова, разделение расходов за EDI между поставщиками и ритейлерами маловероятно из-за существующих технических ограничений в том числе у «СКБ Контур».

Как отмечает исполнительный директор НСХ Рустам Айдиев, союз еще в 2024 году до обращения в ФАС более шести месяцев вел переговоры с ритейлом о разделении в том числе затрат на услуги EDI-провайдеров, но результатов это не дало. В Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет крупных ритейлеров), X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик»), «Ленте» и «Магните» “Ъ” не ответили.

В «СКБ Контур» также подчеркивают, что сейчас такие услуги в России предоставляют еще более пяти крупных операторов. У ритейлеров формально есть на выбор несколько EDI-провайдеров, но среди представленных операторов обслуживать крупные хлебозаводы может в основном «СКБ Контур», поясняет Рустам Айдиев. Он признает, что только эта компания сегодня может обеспечить бесперебойную и отлаженную передачу цифровых данных в большом объеме между поставщиками и ритейлерами.

Источник: Коммерсант
Просмотры: сегодня: 5, всего: 117

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность