Виноделы не поделили товарный знак «Кубань». Компания «Новокубанское» запатентовала такое наименование для своих напитков еще 2007 году и теперь пытается оспорить правовую охрану географических указаний, в которых содержится слово «Кубань», об этом сообщает РБК. В ответ несколько ассоциаций виноделов Краснодарского края потребовали от Роспатента аннулировать товарный знак.
По их мнению, такое обозначение не может быть брендом, так как характеризует продукт лишь по месту производства. Впрочем, в августе ведомство отклонило эту просьбу. Местные виноделы собираются продолжить спор. Они также ссылаются на федеральный закон, в котором словом «Кубань» обозначена одна из виноградо-винодельческих зон. Норма вступила в силу в 2019 году, то есть спустя 12 лет после регистрации товарного знака.
Хронология принятия документов может оказаться веским аргументом в споре, отмечает патентный поверенный компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова: «Позиция правообладателей товарного знака "Кубань" имеет достаточно убедительные аргументы в пользу того, чтобы сохранить за собой исключительное право. Само по себе слово "Кубань" прямо не указывает на определенное место производства, так как является историческим, и в настоящее время границы прежнего Краснодарского края уже не совпадают с территорией ранее существовавшей Кубани.
Кроме того, немалое значение имеет и тот факт, что федеральный закон "О виноделии", на который ссылается ассоциация, был принят намного позже, чем зарегистрирован товарный знак. А как мы знаем, закон обратно силы не имеет. У ассоциации еще есть возможность оспорить решение Роспатента в судебном порядке. Многое будет зависеть от доказательственной базы обеих сторон.
В случае если суд поддержит решение Роспатента, может ли это означать, что будет изменен и федеральный закон? Действительно, бывали такие случаи, когда судебное решение могло послужить поводом для внесения изменений в законодательство. Поэтому не исключаю, что в случае принятия решения в пользу правообладателя знака будут введены новеллы в федеральный закон "О винодельческих зонах"».
По данным РБК, в границах Кубани производится 73% всех вин с аналогичным географическим указанием на этикетах. Любое решение суда по вопросу о товарном знаке не станет критичным для российского рынка, считает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев:
«Для российского вина как новой категории очень важна самоидентификация — демонстрация рынку, потребителю, откуда этот продукт. А хорошее вино — это всегда продукт местности. Это общемировая практика, когда виноделы апеллируют к территории. С одной стороны, "Кубань" — очень понятный узнаваемый бренд. С другой, это не название административной территории. Сложно сказать, на чьей стороне правда. Конечно, виноделам нужно такое наименование.
С точки зрения развития виноделия, "Кубань" остается знакомым брендом для потребителя, хотя глубина его использования не такая большая. Глобально ничего трагического не произойдет. Можно будет в следующие 10-15 лет попробовать идентифицировать себя с какими-то другими более корректными в юридическом смысле наименованиями, например, "Краснодарский край", "Юг России".
Ситуация на рынке располагает к появлению каких-то новых брендов, потому что у нейминга "Кубань" в отношении к вину нет какой-то устойчивой традиции. Нет такого суперузнаваемого, перешедшего в обыденное использование знака в советском и российском виноделии — все-таки бренд-производитель значит больше, чем бренд-территория. Многие французские вина идентифицируются по месту происхождения — Шампань, Бордо, Бургундия. У нас гораздо больше людей знают марку "Абрау-Дюрсо", и только половина из них будет ассоциировать ее, например, с Кубанью».
По данным СПАРК, компания «Новокубанское», которая инициировала спор, была зарегистрирована в Краснодарском крае в 1994-м. В прошлом году ее выручка составила почти 125,5 млн руб. При этом третий год производитель работает в убыток, в 2023-м он превысил 61 млн руб.