Компании, выпускающие продукты питания, оказались главными участниками заявленных в Москве на 2023—2024 годы масштабных инвестиционных проектов, позволяющих инвесторам получать под свои производства землю в столице без торгов за 1 руб. На них пришлось более 40% выделенных площадок. Это продиктовано тем, что таким производителям важно располагать мощности как можно ближе к рынку сбыта.
Пищевые кластеры сформировали основной объем объектов, стартовавших в Москве в качестве масштабных инвестиционных проектов (МаИП), следует из подсчетов консалтинговой компании Commonwealth Partnership (CMWP). На их долю пришлись 43% (95 га) из общего объема (220 га) выделенных в 2023—2024 годах в рамках программы участков и 47% (800 тыс. кв. м) заявленного объема строительства производственных площадей (1,7 млн кв. м). Активность в других отраслях ниже, подчеркивают аналитики.
МаИП — форма сотрудничества властей и бизнеса, предусматривающая, что инвесторы социально значимых проектов получают приоритетные условия. В Москве в рамках таких проектов бизнес может рассчитывать на участки за 1 руб. за весь срок аренды, поясняет руководитель практики недвижимости и строительства юрфирмы ЮСТ Виталий Меркулов.
Программа также есть в Санкт-Петербурге, Волгограде и других городах, говорит гендиректор О2 Consulting Филипп Данько. В столице, по его словам, для инвесторов больше возможностей, но и требования к проектам жестче. Конкретно для пищевых производств, по мнению господина Данько, статус МаИП важен из-за упрощения получения разрешений и лицензий. В департаменте инвестиционной и промышленной политики Москвы “Ъ” оперативно не ответили. В июне в мэрии указывали, что участки для МаИП в этом году предоставлены 39 инвесторам, в том числе для предприятий пищевой промышленности.
В CMWP инвестиционную активность пищевого направления связывают с возможностью получения льготных кредитов и увеличением спроса на продукты. Согласно «Ромир» и «Яков и партнеры», рост расходов на питание дома за последний год отмечали 25% опрошенных россиян. Число покупок в продуктовых магазинах, по данным сервиса «Чек Индекс», в январе—августе 2024 года выросло на 7% год к году, средний чек — на 6%, достигнув 735 руб.
Внутренний спрос способствует росту производства, констатирует исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. По данным Росстата, выпуск продуктов питания в России в январе—июле 2024 года увеличился на 4,7% год к году, напитков — на 10,5%. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов связывает развитие рынка с продовольственным эмбарго, спросом на готовую еду и полуфабрикаты, уходом из России в 2022 году зарубежных брендов. «Происходит сильное обновление полки новыми наименованиями товаров»,— говорит господин Востриков.
Москва, по словам Марата Ибрагимова, остается большим рынком сбыта. Его близость компенсирует высокие операционные издержки в виде больших зарплат, расходов на внутригородскую логистику, коммунальных платежей, считают в CMWP.
Господин Ибрагимов обращает внимание на то, что получивший большую популярность в последние годы формат dark kitchen предполагает короткий срок жизни продукции и нуждается в максимально эффективной цепочке поставок. Готовая еда, порционные продукты на один прием — наиболее растущее направление в пищевой промышленности, замечает Дмитрий Востриков.
По прогнозу Infoline, продажи готовой еды в России в 2024 году вырастут на 38,8% год к году, до 1,04 трлн руб.
Располагать в Москве мощности важно и компаниям, специализирующимся на охлажденных полуфабрикатах и заморозке, говорит Марат Ибрагимов. Эксперт считает, что средняя доходность по EBITDA предприятий пищевой промышленности сейчас 15—30%. Аналитики CMWP в среднесрочной перспективе не ждут смещения активности бизнеса в рамках МаИП в пользу других производственных секторов. Дмитрий Востриков обращает внимание на то, что предприятия отрасли сейчас активно ищут возможности для получения льготных финансовых средств, рассматривая инвестиционные проекты Москвы как одну из возможностей.