РФ к 2030 году может довести экспорт детского питания до $170-180 млн. Такая оценка дана в обзоре отрасли и мирового рынка, подготовленном центром "Агроэкспорт" при Минсельхозе.
"Россия сегодня не относится к числу крупнейших мировых экспортеров детского питания, однако постепенно занимает свою нишу на глобальном рынке данной продукции. Об этом свидетельствует динамика поставок. В 2018-2022 годах экспорт увеличился с 11,4 тыс. до 27,2 тыс. тонн. При сохранении текущего уровня мирового спроса на детское питание и обеспечении соответствующих объемов внутреннего производства российский экспорт к 2030 году может составить $170-180 млн", - говорится в документе.
Ключевыми рынками для российского детского питания останутся страны ЕАЭС и ближнего зарубежья (Узбекистан, Таджикистан, Грузия и др.), на которые стабильно приходится основная часть поставок, а также Вьетнам.
Согласно обзору, в 2022 году (более поздние данные не представлены) РФ отправила на мировой рынок 27,2 тыс. тонн детского питания на $168,2 млн, что соответственно на 5,3% и 16,9% больше, чем в 2021 году. В 2018-2022 годах российский экспорт ежегодно увеличивался в среднем на 24,2% в натуральном и на 28,9% в стоимостном выражении. "Благодаря развитию внутреннего производства, государственной поддержке и выходу на новые рынки за пять лет отечественные производители нарастили объем экспортных поставок в 2,4 раза в натуральном выражении и в 2,8 раза - в стоимостном", - уточняется в обзоре.
Основными импортерами российского детского питания в 2022 году были Узбекистан, закупивший 9 тыс. тонн (треть экспорта в натуральном выражении), и Казахстан, куда поставлено 7 тыс. тонн (25,7%). Суммарно на топ-10 стран-покупателей пришлось 94,7% объема экспорта детского питания из РФ. Причем Узбекистан в 2022 году нарастил закупки на 30,5%, Грузия - почти в 1,8 раза, Туркмения - в 2,1 раза. При этом отмечалось снижение объема закупок со стороны Вьетнама (-33,8%) и Азербайджана (-51,6%).
В стоимостном выражении основными импортерами российского детского питания были Казахстан ($45,3 млн, 27% экспорта), Узбекистан ($44,4 млн, 26,4%) и Вьетнам ($19,2 млн, 11,4%).
В то же время в 2022 году РФ закупила за рубежом 20,7 тыс. тонн детского питания на $142,7 млн, что соответственно на 21,3% и на 10,7% меньше, чем годом ранее. В целом в 2018-2022 годах импорт этой продукции ежегодно снижался в среднем на 17% в натуральном выражении и на 12,3% - в стоимостном. "Такая тенденция обусловлена в первую очередь наращиванием собственного производства и уменьшением спроса на более дорогую импортную продукцию на внутреннем рынке", - говорится в обзоре.
Крупнейшим поставщиком детского питания в РФ были Нидерланды, обеспечившие 30,1% импорта в натуральном выражении (6,2 тыс. тонн). В тройку основных также вошли Швейцария с долей 26,9% (5,6 тыс. тонн) и Дания (17,5%, 3,6 тыс. тонн).
Согласно обзору, в 2023 году производство детского питания в РФ составило 2,3 млн тонн, что практически соответствует показателю 2021 года. В 2022 году производство снизилось до 1,992 млн тонн. Но, как отмечает авторы обзора, это сокращение было временным и вызвано уходом из страны части иностранных компаний, удорожанием упаковки и нехваткой некоторых ингредиентов. В настоящее время отрасль продолжает активно развиваться.